Закупочная деятельность всех государственных компаний строго регулируется определенным перечнем норм российского законодательства. Только вот требования к документам подрядных компаний каждый заказчик выдвигает самостоятельно. В результате в системе госзакупок присутствует не просто лазейка, а широкий коридор для того, чтобы вытолкнуть с тендера все «чужие» предприятия.
Например, весной 2017 г. Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области при проведении аукциона на строительство дороги выдвинул требование «на момент подписания контракта согласовать расстановку знаков с ГИБДД». Ни один представитель автоинспекции такой документ в здравом уме подписать не мог, что привело к возникновению серьезного скандала.
После вступления в силу правительственных поправок перечень документов, которые может потребовать заказчик будет строго регламентирован. Это позволит небольшим компаниям, не имеющим влиятельных покровителей, выигрывать аукционы с выгодными контрактами.
В поддержку инициативы Правительства РФ выступила Торгово-промышленная палата. Как сказал журналистам один из ее представителей:
«Упрощение механизма закупочной деятельности – важный процесс, но необходимо помнить, что любые изменения должны сохранять качество и результативность как для исполнителя, так и для заказчика».
Большинство экспертов, комментируя данную ситуацию, согласны с тем, что заказчик, желающий увидеть дополнительную документацию, не всегда является жадным коррупционером. Он просто ответственно подходит к делу и хочет быть уверен в том, что по итогам конкурса получит качественный продукт или услугу.