генеральный партнер

+7 (499) 755-62-75

8 800 500 21 15 (звонок бесплатный)

Результаты мониторинга ОНФ: госзакупки программного обеспечения проходят с нарушениями

28 апреля

Центром мониторинга НТР опубликованы первые итоги исследований нарушений в сфере госзакупок программного обеспечения. Они подтверждают факты игнорирования действующего реестра ПО госзаказчиками и неоднократные случаи отсутствия обоснований для выбора зарубежного софта.


Как известно, с 01.01.2016 импортозамещение законодательно закреплено в области информационных технологий. Его основная цель состоит в обеспечении равных для каждого участника рынка условий в период закупок ПО. С этого времени Ассоциация разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт» и Центр ОНФ по мониторингу технологической модернизации систематически производят мониторинг исполнения нового закона, суть которого заключается в запрете на покупки отечественными заказчиками иностранного софта. Исключением являются те случаи, когда российская продукция отсутствует в специальном реестре Минкомсвязи. Но и в такой ситуации заказчик обязан обосновать необходимость покупки зарубежного программного обеспечения.

 

Василенко Евгения, исполнительный директор АРПП «Отечественный софт», рассказала, что по состоянию на 20.04.2016 в реестре имелось 500 продуктов. Наибольшее количество новых заявок на включение в реестр добавлено нынешней весной, а более 500 заявок рассматриваются в данный момент.

 

Аннf Заборенко, глава Центра мониторинга НТР, отметила, что эксперты уже сейчас обращают внимание на большое число нарушений со стороны заказчиков, хотя закон об ограничении госзакупок зарубежного ПО был принят относительно недавно.

 

Самым распространенным нарушением считается отсутствие требуемого обоснования заказа. Наглядным тому примером является заказ Департамента информационных технологий Москвы лицензий на систему управления базами данных Oracle, стоимость которого составила 310 миллионов рублей. Необходимое обоснование последовало лишь после требования соответствующих разъяснений.

 

За ним следует такое нарушение, как указание в качестве обоснования отсутствия в реестре данных об отечественном аналоге, в то время как в действительности подобная информация в нем имеется. Например, тендер на 730 миллионов рублей на закупку лицензий на ПО от ФГБУ «Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие». Когда тендер был размещен на веб-сайте госзаказа (05.04.16), в реестре российского софта уже было 5 продуктов в категории «операционные системы» и 42 продукта в категории «офисные приложения», но указанием обоснования почему-то послужило именно отсутствие отечественных продуктов.

 

Помимо этих двух откровенных нарушений, оказалось, что в госзакупках ПО также применяются схемы, которые могут использоваться с целью обхода запретного закона. К ним относятся неправильное определение классов софта, указание в обосновании заведомо исключающих возможность приобретения российской продукции требований и некорректное предписание характеристик ПО из России.

 

По словам Анны Заборенко, наличие подобных нарушений стало следствием отсутствия аудита и контроля над обоснованностью запросов заказчика к приобретаемому ПО. Иными словами, заказчиками могут быть сформулированы такие условия, которым соответствует исключительно конкретный иностранный софт. Центр мониторинга НТР продолжит исследование исполнения данного закона. По итогам изучения этого вопроса эксперты опубликуют антирейтинги заказчиков, являющихся злостными нарушителями, а в прокуратуру будут переданы самые вопиющие случаи игнорирования законодательных норм.

Приглашаем к сотрудничеству агентов из вашего региона

Звоните! 8 800 500 21 15

(звонок бесплатный)

или пишите info@fcrusfin.ru